О спектакле
В честь 200-летия великого русского драматурга — Александра Николаевича Островского — Театр – Сцена "Мельников" сыграл лучшие сцены о любви из его пьес.
Спектакль-путешествие – по театру, по пьесам, путешествие в мир того, кто глубоко и метко открывает нам душу человеческую. Того, в чьих произведениях нет однозначно плохих и хороших людей, кто поднимает вечные вопросы – совести, любви, страсти, порядочности. Наряду с Достоевским и Пушкиным Островский создал великое, душеполезное литературное явление, которое остается актуальным по сию пору и является источником постоянной благодарности режиссеров, актеров и зрителей многих поколений.
Проводником и связующим фрагменты пьес звеном стали цыгане – те, кто в произведениях Островского становятся символом судьбы, рока, неотвратимости. Они ведут зрителей по зданию театра и по пьесам Александра Николаевича.
Начинается действие на боковых балконах, где будут представлены «Волки и овцы» в постановке Игоря Неведрова и «Доходное место» в постановке Кирилла Шендерова. Просмотр отрывков сменяется показом фрагмента фильма Владимира Петрова «Гроза» 1933 года, который демонстрируют на большом экране. Затем зрители оказываются на авансцене театра, стоя на которой смотрят фрагмент из «Бесприданницы» режиссера Александра Тарасова, который играют на центральном балконе. Финал театрального путешествия - «Свои люди – сочтемся» в постановке Андрея Боровикова, который представлен уже в привычном публике варианте — на основной сцене.
Житейская мудрость, которой полны пьесы Островского и которая часто оказывается почвой для парадоксальных человеческих проявлений, по мнению Игоря Неведрова, представлена великим драматургом теплой, наполненной любовью и иронией. Такой она будет и в отрывке из пьесы «Волки и овцы». Казалось бы, что может быть хорошего в желании героини пробиться в общество, благодаря богатому, немолодому холостяку? Но автор любит обоих своих героев – и поневоле зрители начинают проникаться этой любовью тоже. Ведь любовь в творчестве Островского очень многогранна – от романтического максимализма до мудрой и спокойной заботы.
Кирилл Шендеров выбрал для постановки четвертое, самое острое действие пьесы «Доходное место». Жадов, уже женатый на Полине, начинает постепенно сомневаться в своих убеждениях, которым так яро следовал всего год назад. Окружающие жаждут признания его беспомощности, а он борется с сомнениями, и, пытаясь оградить себя от них, незаметно отдаляется и от жены.
Александр Тарасов видит ключевой темой «Бесприданницы» невозможность принять мир таким, каким он является в действительности, что приводит каждого из героев к внутренней безысходности и – в итоге – трагедии. Финал пьесы, финал нераздельных и неразделенных человеческих чувств и судеб. В этом «психологическом триггере» сливаются воедино ревность и безысходность, не позволяя героям остановиться, простить друг друга и просто любить.
Андрей Боровиков считает, что, хотя Островский и относил пьесу «Свои люди – сочтемся» к жанру комедии, ее можно и нужно считать скорее трагикомедией, русским «Королем Лиром». Режиссер выстроил сценическое пространство в виде музыкальной шкатулки, напоминающей арену цирка, где фарфоровые куклы-клоуны кружатся в гротесковом танце жизни и могут разбиться в любой момент. Трагикомический жанр представления также подчеркивает выбранная для оформления стилистика русского авангарда.